Святыни Пелопоннеса: монастырь Мега Спилео монастырь Агиа Лавра

0.00 ₽
Ваша корзина пуста
  • Регион выезда: Лутраки

Монастырь Мега Спилео (Большая Пещера)

Помимо частиц мощей со­тен святых в монастыре Мега Спилео хранится древнейшая святыня - рельефная икона Богородицы и Спасителя, вы­резанная из воска. Предпола­гают, что она могла быть в числе семидесяти икон, создан­ных св. Лукой.

Основателями монастыря были два брата, Симеон и Федор. Они родились в начале IVвека в Салониках у благочестивых, образованных родителей. Повзрослев, братья изучали богословие, философию, риторику и по­эзию. В то время процветало пустынное подвижничество, и юноши, вдохновившись этими примерами, начали вести монашеский образ жизни. Сначала они подвизались на горе Олимп, затем ушли на гору Осса, а потом - на гору Пелион. Они посещали подвижников на Афонском полуострове, путешествовали на Святую Землю и Си­най. По возвращении с Синая в Иерусалим Симеон и Федор приняли священный сан. Рукоположил их епископ Иерусалимский Максим.

В Иеруса­лиме обоим молодым священноинокам приснился один и тот же сон: Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Павла, Ан­дрея и Луки велела им идти в Ахайю и найти там Ее икону, со­зданную святым Лукой. Получив благословение Епископа, братья отправились к северо-восточному побережью полуострова Пелопоннес, где проповедовали Евангелие трое апостолов: святой Павел (в Коринфе), святой Андрей (в Патрах) и святой Лука (во внешних областях Ахайи).

Прибыв в Ахайю, они ста­ли просить Бога указать им дальнейший путь. В ту же ночь, во сне, Господь повелел им идти к реке Бурас, в двух ча­сах ходьбы от Ахайи, и найти там благочестивую пастушку по имени Евфросиния, кото­рая и отведет их туда, где на­ходится икона. На следующее утро, придя в указанное место, они увидели, что пастушка уже ждет их. Она поклонилась им и обратилась к ним по име­нам. Смущенные ее прозорли­востью, они не решались при­близиться. Евфросиния заметила это и, призвав на помощь Пресвятую Богородицу, ударила посохом по скале, на которой сидела. Тотчас из скалы забил источник с чистей­шей водой. И по сей день он носит её имя.

Евфросиния рассказала, что живет в соседней деревне под названием Галата и часто пасет стадо своего отца возле одной высокой скалы. Дважды она видела, как козочка из ее стада забиралась на скалу, к входу в расположенную там пещеру, а когда возвращалась, морда у нее была мокрая и с нее капала вода. Евфросиния догадалась, что там источник, и отправилась посмотреть, так ли это. Пробравшись сквозь густые заросли и оказавшись у входа в огромную пещеру, она вдруг услыша­ла, как кто-то зовет ее по имени. Она огляделась вокруг и увидела на верхней стене пещеры икону Божией Матери. Исходивший от иконы голос велел ей ждать прихода отца Симеона и отца Феодора.

Мега СпилеоВыслушав этот рассказ, мона­хи поднялись в пещеру, где все оказалось именно так, как говорила пастушка. Они с благогове­нием сняли икону, вынесли из пе­щеры и возвратились, чтобы почистить и привести в порядок пещеру. Подожгли кустарник и накопившийся в пещере мусор, а сами остались у входа, дожида­ясь, пока все прогорит. Внезапно из пещеры вылетела, будто на крыльях, гигантская змея, потре­воженная огнем и дымом. Братья и Евфросиния в страхе отскочи­ли, но вдруг из иконы вырвалась молния и пригвоздила змею к земле. Они вошли в пещеру. Там оказался стол, на котором, согласно преданию, служил литургию и писал Евангелие сам святой Лука. Спустя какое-то время они расширили пещеру, а потом построили небольшую часовню и несколько келий.

Слух о новой иконе разнесся по всему полуострову. Христиане приходили поклониться святыне, посредством которой Господь со­творил множество чудес. Вокруг Симеона и Феодора стали соби­раться монашествующие, а сами они начали обходить Пелопоннес с проповедью Евангелия, вдохновляя его жителей на обращение в Христианство. Во время правления императора Иулиана Отступни­ка братьев ненадолго изгнали из этих мест, но после его смерти они вернулись. Оба они скончались в Мега Спилеоне. Евфросиния выстроила себе возле пещеры келейку и жила в ней отшельницей до конца своих дней.

С момента своего основания в IVвеке от Рождества Христова монастырь пережил пять ужасных пожаров, причем после каждого из них икона Божией Матери оказывалась невредимой. На этой потемневшей от времени рельефной восковой иконе разме­ром примерно 45 на 45 сантиметров вырезано изображение Бого­родицы, слегка развернутое вправо, с Божественным Младенцем в правой руке. Левой рукой она прижимает ручку Младенца-Христа к своей груди. Взгляд ее нежен и радостен. Младенец держит в правой руке Святое Евангелие. В углах иконы изображены херувимы и серафимы. По преданию, эта икона могла быть одной из первых, созданных святым Лукой, и Пресвятая Дева, увидев ее, сказала: "Да пребудет с ней благодать Того, Кто родился от Меня". Эту икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Апостолов святой Лука передал своему духовному сыну Феофилу, правителю Ахайи. Во времена римских гонений, когда многие христиане приняли мученический венец, икону спрятали в этой пещере, где она и оставалась до прихода Евфросинии, которой Матерь Божия чудесным образом открыла эту тайну.

С этой иконой связано множество исцелений и других чудес, в том числе спасение ее самой в пожарах, два из которых унич­тожили монастырь до основания.
День обретения иконы Бо­городицы и основания монас­тыря отмечается 23 августа 362 года.

Монастыри Калаврита и Агиа Лавра

Первое упоминание о го­роде Калаврита в греческих ис­точниках относится к 776 году до Рождества Христова. Тогда город назывался Кинется («те, кто любят охоту»). Жители этой гористой местности лег­ко приняли Христианство и крепко держались за свою веру во времена римских гонений в соседнем Коринфе. Некоторые счита­ют, что им проповедовал сам святой апостол Лука.

Монастырь Айа Лавра, основанный в 961 году, вскоре стал важным духовным и культурным центром. Он играл особую роль во времена турецкого ига, когда местные жители нелегально содержали собственные школы, трудились и сохраняли яркое ощу­щение своей принадлежности к греческому народу. Два духовных центра, Айа Лавра и Мега Спилеон, стоявшие, как крепости, с северо-восточной и южной сторон города Калаврита, на протяжении столетий поддерживали право­славную греческую культуру в условиях турецкой оккупа­ции.

Изначально монастырь Айа Лавра был связан с монасты­рем Великая Лавра на Афоне. В 1585 году турки сожгли мона­стырские здания, которые про­стояли шестьсот лет; многие монахи приняли мученический венец. В 1600 году монастырь был отстроен заново, а в 1645 году знаменитый иконописец Анфимий закончил работу по украшению храма фресками. Восстановленный храм сохранился до наших дней.

Нынешний монастырь Айа Лавра, построенный в афонском стиле, стоит примерно в трехстах метрах от древнего храма. В 1715 году турки вновь захватили эту область после короткого периода вене­цианского правления, и монастырю пришлось жестоко поплатить­ся за участие в национально-освободительном движении. Позже его сожгли как «колыбель» Восстания 1821 года, а еще через пять лет множество монахов было убито войсками Ибрагим Паши, посланными подавить восстание. На следующий год повстанцы, рас­положившиеся в соседнем монастыре Мега Спилеон, нанесли вой­скам Ибрагим Паши поражение. Два года спустя монастырский храм был отстроен заново в виде базилики с центральным купо­лом, однако землетрясение 1844 года снова его разрушило. В 1850 году храм восстановили. Он простоял до дня массового убийства местных жителей, учиненного здесь немцами в 1943 году.

Нынеш­ний свой вид здания монастыря обрели после реставрации 1950 года. Историческая роль Айа Лавры состояла в том, что она была местом, где происходили события, непосредственно связанные с Восстанием 1821 года, освободившим Грецию от турецкой оккупа­ции. 8/20 марта 1821 года в Айа Лавре состоялось тайное собрание под председательством архиепископа Древних Патр Германа. Мега СпилеоОн провозгласил независимость Греции и на следующий день повел повстанцев в наступление на турок в Патрах. Несмотря на то, что к тому времени уже восстали Фракия и южный Пелопоннес, это был сильный поступок. Воззвание архиепископа Германа и клятва вер­ности, принесенная всеми присутствующими, стали темой произве­дений греческой литературы и искусства. Собравшиеся принесли клятву на алтарной завесе - хоругви XVI века с изображением Успения Пресвятой Богородицы, ставшей первым знаменем осво­божденной Греции. Историк монастыря Д. Велаорас пишет: «Для греков это знамя приобрело огромное значение как символ борь­бы за национальную независимость, а турки смотрели на него с бешенством, словно бык на красный платок. Ибрагим Паша назы­вал его «проклятой тряпкой» и предлагал щедрую награду за его захват». Однако братия тщательно хранила свое сокровище, и на­града так и осталась невостребованной